Публикации о бизнес-образовании

“Эмоциональная вовлеченность, практический опыт и безопасные эксперименты”: почему компании выбирают обучение через бизнес-симуляции

Что такое бизнес-симуляции? Для чего они применяются? Сколько людей может одновременно принимать в них участие? Эти вопросы мы задали Алексею Искорцеву, руководителю направления бизнес-симуляций, сертифицированному ведущему CELEMI.

Вести бизнес-симуляции я начал еще в 2008 году, с тех пор провел их сотни для разных компаний. Мы используем наработки нашего партнера, шведской компании Celemi, мирового лидера в разработке и проведении бизнес-симуляций. У Celemi более 40 лет опыта в решениях задач развития бизнеса, а их партнерская сеть включает более 150 обучающих и консалтинговых компаний из 75 стран.

Участниками бизнес-симуляций Celemi уже стали свыше 6 миллионов человек во всем мире. У компании заключены долгосрочные контракты с крупными мировыми корпорациям. К примеру, обучение через их бизнес-симуляции прошли более 400 000 сотрудников IKEA и около 100 000 сотрудников Siemens. Бизнес-симуляции Celemi используют Airbus, Volkswagen, Volvo, Lexus, Pfizer, 3M, EPAM Systems и многие другие.

На рынке Беларуси нет таких масштабных игроков, но в бизнес-симуляциях уже приняли участие около 10 тысяч сотрудников белорусских организаций. Мы работаем с широким спектром клиентов - компаниями разных размеров, отраслей и форм собственности. Это и малый частный бизнес, и крупные государственные компании. У нас был опыт, когда в одной и той же симуляции участвовало 100 человек (и это только служба продаж), и в ней же - 5 человек (ключевые сотрудники небольшой частной компании). Самая запоминающаяся бизнес-симуляция, которую я проводил для международной корпорации, проходила 6 дней на яхте в Красном море, мы ежедневно занимались по полдня.

В нашем портфеле более 10 видов бизнес-симуляций, все они локализованы и проводятся на русском языке (хотя есть возможность провести их на английском). Они могут являться частью долгосрочных программ и быть интегрированными в различные курсы, а могут выступать отдельным корпоративным проектом, когда перед компанией стоит конкретная цель. Специфика нашего рынка требует от нас быть гибкими и давать широкий спектр решений для компаний.

Так мы реализуем нашу миссию - повышение конкурентоспособности белорусских компаний через их образовательную поддержку.

Как проходит бизнес-симуляция

Бизнес-симуляция - эффективная технология обучения, спектр ее применения очень широк и зависит от поставленных задач. Она позволяет приобретать квалификацию, обучает финансовым навыкам, маркетингу, продажам, управлению проектами. Это также способ разработки стратегии компании, интеграции команды для выработки общих целей, улучшения понимания контекста бизнеса.

Цели проведения бизнес-симуляции могут быть внешними, направленными на работу с факторами вне компании (завоевание доли рынка, работа с клиентами), и внутренними (проработка стратегии, укрепление команды, подготовка кадрового резерва, внедрение новых процессов в работу компании). Если целей много, то приходится выбирать и фокусироваться на чем-то одном, или проводить цикл симуляций.

Участники разбиваются на команды, каждая представляет собой одну из компаний на рынке. Участники попадают в конкурентные рыночные условия, где на правах топ-менеджеров принимают решения по управлению компанией. Происходит полная имитация жизни компании: есть рынок, определенная динамика развития спроса, рост и падение доходности, команды сталкиваются с различными проблемами и кризисами. Бизнес-симуляция может длиться от половины дня до 3 дней, в ней могут участвовать от 2 человек до нескольких сотен.

Существуют оффлайн и онлайн варианты симуляций. У участников есть настольное (или электронное) рабочее поле, которое представляет собой модель компании. Есть монеты, складские запасы, готовая продукция, дебиторская задолженность… Участники полностью управляют бизнес-циклом: конкурируют за контракты и выполняют их, покупают комплектующие, выплачивают зарплаты, инвестируют в развитие, получают и гасят кредиты, платят налоги и дивиденды.

Преимущества технологии

Эмоциональный отклик. Известно, что прослушанная информация быстро забывается, уже через неделю мало кто помнит больше 20% информации. Но если получение знаний сопровождается эмоциями, то такая информация запоминается гораздо лучше. За полдня или за несколько дней люди проходят через такое количество событий, что по сравнению с традиционными формами обучения на это бы требовались недели, месяцы или даже годы! “Прожитые” знания трансформируются в личный опыт и сохраняются надолго. Очень часто участников в реальной жизни догоняют “флэшбэки”: в процессе работы возникает ситуации, с которыми они сталкивались в бизнес-симуляции.

Возможность проводить эксперименты и допускать ошибки. Участники могут безопасно принимать решения и видеть последствия своих действий.

Задействованность всех органов чувств. Каждый не просто слушает и смотрит, а участвует и тактильные ощущения - нужно взять “деньги”, карточку заказа, сделать оплату. Процесс запоминается буквально “кончиками пальцев”.

Быстрый результат. Когда что-то не получается в реальном бизнесе, не всегда возможно соотнести причину и следствие, а тут обратная связь получается почти мгновенно.

Сравнение мнений. Люди могут оценить одну и ту же картину с разных позиций, примерить роль другого человека, найти общий язык с коллегами.

Вовлеченность. Технология эффективна тем, что невозможно “отсидеться и не отсвечивать”. Все участники максимально вовлечены в процесс.

Обратная связь. В процессе есть промежуточные этапы и финальный разбор: что произошло, какие решения приняты, почему команда победила или проиграла. Кстати, победа одной команды - часто следствие ошибок других команд.

Быстрое принятие решений. Турбулентность как на локальных, так и на глобальных рынках высока как никогда, прогнозы строить очень тяжело. И важно быстро принимать решения и понимать их последствия.

Практический опыт и личностное знание. Какие-то законы можно изучить по книжкам, но чтобы понять и принять это, нужно попробовать. Важно умение применять знания в конкретной ситуации и осознавать, почему что-то сработало, что-то нет. Вчерашнее правильное решение может не сработать сегодня, а неправильное сегодняшнее решение может завтра дать правильный результат. Дело в том, что меняется контекст и рынок. Например, умение управлять финансами в банке - одна история, а на производстве - совсем другая.

Что получают участники?

  • решение конкретных задач и разбор ошибок;
  • умение гибко реагировать и адаптировать свои действия под меняющиеся условия, быстро пересогласовать новую цель всей командой;
  • понимание бизнеса в целом и роли каждого сотрудника в команде. Получение ответа на вопрос “Как мои ежедневные действия влияют на строку чистой прибыли компании в конце года”;
  • опыт применения знаний, который нельзя получить, используя только традиционные методы обучения;
  • взгляд на бизнес с другой стороны. Зачем в бизнес приглашают консультантов? В основном - из-за незашоренного, свободного от предрассудков взгляда. Участники получают возможность по-новому увидеть бизнес;
  • понимание сути задачи, принятие командой согласованного решения. Бывает, что решение принято, но оно не реализуется. Команда затягивает или саботирует работу, так как люди не понимают, как именно нужно ее выполнять, что это даст компании, отделу и конкретному сотруднику.

Хотите принять участие в бизнес-симуляции? Напишите нам!

Беседовала Диана Каленик