academ.by

Менеджмент – это профессия?

13.06.2022

Менеджмент – это профессия?

Менеджмент - это наука. Хотя многие готовы оспаривать и это утверждение, тем не менее успешные методы управления уже давно изучаются, оцениваются количественно и преподаются в высших учебных заведениях. В то же время, остается проблема, с которой многие из нас сталкиваются практически ежедневно -- неквалифицированные лидеры используют полномочия для достижения своих собственных целей, а не целей компании, руководящие должности заполняются не профессиональными менеджерами, а неквалифицированными людьми, попавшими на вершину власти случайно или по блату.  Может ли такое происходить с настоящей профессией?

academ.by

Профессии состоят из определенных категорий людей, к которым мы обращаемся за советом и услугами, потому что они обладают знаниями и навыками, которых нет у нас. Врач может порекомендовать курс лечения от болезни; юрист может посоветовать нам, как подать в суд. Мы не можем сами выносить такие суждения — и часто мы не можем судить о качестве получаемых нами советов.

Для начала попробуем разобраться с тем, что из себя представляет «профессия». По мнению Верховного суда США, профессия должна иметь следующие характеристики:

  1. Требует специальных знаний и технических навыков.
  2. Профессией занимаются в основном для других, а для себя.
  3. В профессии размер финансовой отдачи не является единственным общепринятым показателем успеха.
  4. У профессии должен быть формализованный метод приобретения обучения и опыта.
  5. Должны существовать правила и стандарты квалификации для вступления новичков в профессию.

Это согласуется с реальностью, заключающейся в том, что в области менеджмента так и не появилось настоящих профессиональных организаций. Рассмотрим еще раз аналогию с медициной: хотя мы не можем ожидать, что неквалифицированный специалист успешно проведет операцию на головном мозге, успешными предприятиями часто управляют люди, не имеющие степени MBA. Немыслимо, чтобы общество позволило неквалифицированному человеку даже попытаться сделать операцию на головном мозге, но никто бы всерьез не предположил, что для поступления в менеджмент требуется степень MBA. Мы, конечно, можем предложить бизнес-образование, включая сертификацию в форме MBA и других степеней, и можно разумно предположить, что такое образование способствует формированию лучших менеджеров. Тем не менее, разница между бизнес-образованием и профессиональным образованием является разительной и фундаментальной: первое может помочь людям улучшить свои результаты, но оно не может подтвердить их компетентность. Роль менеджера по своей сути является общей, изменчивой и неопределимой.

С другой стороны, менеджер несет ответственность за объединение многих исходных данных. Юрист всегда озабочен вопросами права, в то время как фокус менеджера может значительно и непредсказуемо меняться от одного дня к другому. В общем, профессионал - это эксперт, тогда как менеджер - мастер на все руки и не мастер ни в чем - полная противоположность профессионалу. Разница между миром юриста и миром менеджера примерно такая же, как между стоимостью отдельной сделки с доходом и стоимостью компании в целом. 

Менеджер несет ответственность за совокупную стоимость, создаваемую всеми входными ресурсами для фирмы.

Функциональные и технические знания в области управления являются важным компонентом учебных программ бизнес-школ, но они не являются сутью менеджмента или сутью лидерства в бизнесе. Бизнес-школы не проводят однозначную сертификацию менеджеров, не выдают лицензий на управление. Они также не регулируют поведение этих менеджеров в соответствии с профессиональным кодексом. Бизнес-школы создают среду обучения, которая консолидирует, делится и накапливает бизнес-опыт, ускоряет личное развитие и рост и помогает опытным или начинающим менеджерам справляться с рабочей средой, быстрее находить ответы на вопросы, понимать бизнес во всем его многообразии и, как следствие, принимать управленческие решения быстрее и лучше.