academ.by

Профессиональные вызовы для CFO

Профессиональные вызовы для CFO

Грозит ли судьба «официанта» финансовому директору? Что ждет сегодня бизнес от CFO? Своим мнением на эту тему поделился Controller’s Master (Controller Akademie, Германия), бизнес-тренер и консультант, преподаватель направления финансы и контроллинг Academ.by, Владислав Толкач.

academ.by

Знакомый финансовый директор учится сейчас на программе МВА в одной из британских бизнес-школ и пишет работу на злобную тему - «Исчезнет ли профессия CFO c лица земли?».

То, что исчезнет профессия бухгалтера (из-за наступления искусственного интеллекта), он не сомневается. Но какие шансы на современном рынке труда у финансового директора?

Когда-то давно некоторым кузнецам, чтобы найти себя на новом рынке труда, пришлось стать таксистами. Но сегодня многие таксисты также уходят из профессии, потому что не видят в ней перспектив. Многие рестораны уже сейчас используют робота, который помогает клиенту выбрать блюдо, а потом выносит заказ.

Грозит ли судьба «официанта» финансовому директору? Что ждет сегодня бизнес от CFO? За что он готов ему платить? Как меняется сегодня функционал и какие тренды в профессии?

Это можно понять, анализируя вакансии работодателей на сайтах поиска работы. В той или иной вакансии обычно кратко описывается то, что будет делать человек на работе. И если положить рядом несколько десятков вакансий из разных компаний и сравнить их, то можно увидеть, что есть функции повторяющиеся (Вы будете это делать в любой компании) и есть «экзотические». Т.е. те, которые от Вас как «финдира» ждут в компании А, но которых не ждут в компании В (например, в некоторых компаниях функция закупок или юридическая функция включаются в финансовую службу и усложняют зону ответственности финансового директора).

Есть, пожалуй, 7 крупных функций, формирующих «классический» (более-менее стандартный) функционал финансового директора:

  1. «Учеты» (бухгалтерский, управленческий, финансовый)
  2. Анализ и помощь в принятии решений
  3. Планирование (в т.ч. инвестиционные расчеты) и бюджетный контроль
  4. Привлечение финансирования (банки, инвесторы)
  5. Казначейство (платежи)
  6. Риск-менеджмент
  7. Управление затратами и оптимизация процессов

В каждой из этих функций есть какая-то роль человека и какая-то роль «машины» - где-то большая, где-то меньшая. Где роль «машины» будет расти и где она сможет заменить человека?

Некоторые (субъективные) мысли на эту тему…



1. «Учеты»

«Учетов» в компании, как правило несколько. Точно есть тот, который – «для Родины». Бухгалтерский (или налоговый). Нужен для поддержания отношений с «территорией». Задача - соблюсти требования законодательства и корректно посчитать налоги.

Потом есть управленческий. Он нужен для внутреннего потребления – для принятия решений (собственниками и менеджерами).

У некоторых компаний есть еще учет финансовый – по МСФО. Делают, как правило, с ориентацией на инвесторов и банки.

Выстроить все «учеты» (бухгалтерский + управленческий + финансовый), обеспечить правдивость и корректность данных, помочь менеджерам с принятием решений на базе посчитанных цифр – наверное, основная задача любого ФД, «ядро» его функционала.

Почему работа «учетчика» под угрозой исчезновения? С одной стороны, это продвинутые ИТ-системы. С другой – тренд на то, большую часть учетной работы (по внесению в систему первичных данных) сейчас перекладывают на плени «нефинансистов». Если HR заказал для компании обучение, а маркетолог купил себе в отдел картридж, то они вполне могут сами внести данные в систему (5 лет в “нархозе” для этого точно учиться не надо).

Как пример - производственная компания (оборот примерно 25 млн. евро, много SKU закупаемых материалов и услуг, много основных средств), у которой в штате всего 2,5 (!) бухгалтера. Потому что огромную часть учетной работы делают (важно - в продвинутой ИТ-системе) другие сотрудники – закупки, мастера на производстве, сотрудники “офисных” функций. Бухгалтеров (“учетчиков”) становится меньше, потому что часть работы берут на себя ИТ-системы, а часть – “нефинансовые” сотрудники из других подразделений.

2. Анализ и помощь в принятии решений

Посчитанные цифры нужны для того, чтобы увидеть проблемы и “боли”, имеющиеся у бизнеса. Важный момент – финансовая отчетность показывает многое, но все. Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денег – это как бикини. Самое интересное они не показывают).

Мы не видим в финансовой отчетности информации о том, как быстро формируют на складе заказ клиента. Или сколько времени длится переналадка станка на производстве. Или сколько пива пришлось вылить в канализацию, потому что оно не соответствовало требованиям качества.

Эти цифры (нефинансовые!) также нужно собирать и анализировать. Они нужны для того, чтобы “оцифровывать” имеющиеся в бизнес-процессах проблемы, анализировать их причины и находить решения. Решение проблем так или иначе потом проявится в финансовых отчетах – станет больше выручки, меньше затрат, больше прибыли.

Работа по измерению процессов, вскрытию проблем и поиску их решений требует серьезного интеллектуального напряжения. И вряд ли она может быть поручена имеющимся на данный момент на рынке программным продуктам.

Лицам, решающим проблемы и принимающим решения, часто нужен собеседник, об которого они могут подумать. Задача ФД – занимать коучинговую позицию, т.е. общаться не ответами,а вопросами. Задавать собеседнику все вопросы, которые помогут ЛПРу (менеджеру) нащупать максимально осведомленное решение.

3. Планирование и бюджетный контроль

Годовой бюджет, скользящие квартальные прогнозы, оперативный платежный календарь.

Если компания планирует крупные покупки, то добавляются инвестиционные расчеты и финансовые модели.

Наверное, 80% бизнеса делает эту работу в Excel. Но крупные компании могут покупать более дорогие ИТ-решения - в первую очередь для того, чтобы быстро делать сценарные анализы.

Здесь также важна коучинговая позиция – общение через вопросы. Важно, чтобы планы делались теми, кому их надо будет выполнять. Т.е. бюджет производства должен составляться не финансовым отделом, а самим производством. А задача финансового отдела – задать производству все вопросы, которые помогут ему этот бюджет составить. Осознанно, с cost-driver’ами. А не просто «факт прошлого года + 3% сверху».

4. Привлечение финансирования (банки, инвесторы)

Любая компания работает на трех рынках – рынке клиентов, рынке труда и рынке капитала. Мы хотим быть хорошим местом для покупок, хорошим местом для работы и хорошим местом для инвестиций.

Может ли компания, которая является хорошим местом для покупок (= стоит очередь из клиентов) и хорошим местом для работы (= стоит очередь из кандидатов) быть не очень хорошим местом для инвестиций? Да, если ее успех очень сильно зависит от личности основателя. Или если у компании много долгов. Или - непрозрачная схема работы с множеством юрлиц в сомнительных юрисдикциях. Или если нет хорошей, заверенной авторитетными аудиторами, отчетности.

В общем, если собственникам хочется «нарядить невесту», у финансового директора здесь тоже работы хватит.

Мировой рынок капитала – это «гипермаркет» с огромным ассортиментом. Многим компаниям хватает обычного банковского кредита. Но все потребности бизнесов «закрываются» этой опцией. Поэтому на рынке есть облигационные займы, инвесторы (финансовые и стратегические), краудфандинг.

Есть также биржи – для тех, кто хочет стать публичной компанией. Вывод компании на биржу считается венцом профессиональной карьеры финансиста. После этого можно пересаживаться в кресло генерального или переходить к более спокойным занятиям. Например, выращиванию пчел в Суссексе (как это сделал Шерлок Холмс).

5. Казначейство (платежи)

Процесс закупок и оплаты счетов хорошо поддается автоматизации. Но важно автоматизировать не хаос, а порядок. В процессе закупок и оплаты счетов может быть много лишних движений (согласований, уточнений). Поэтому важно его сначала разложить на «атомы», убрать все лишнее, а потом уже оптимизированный процесс положить в ИТ-систему.

Семейный пример покупки новых кедов для подростка можно выстроить по-разному.

Вариант 1. Подросток говорит, что хочет новые кеды. Сначала вместе с папой (= «отдел закупок») они получают добро на поиск подходящего варианта от мамы (= «финансовый директор»). Другими словами, мама выделяет примерный бюджет. Сравнивают несколько поставщиков, подросток с папой предлагают маме несколько вариантов. Мама принимает решение и определяет таким образом точную сумму платежа. После этого папа вступает в коммуникацию с поставщиком, заключает договор и т.п. Потом они с подростком принимают товар, получают сопроводительные документы и несут их маме. Мама вносит документы в систему, считает входящий НДС и оплачивает (после 2-х напоминаний) счет.

Вариант 2. Подросток включает кеды в свой годовой бюджет и заранее это согласовывает. В нужный момент он создает в семейной ІТ-системе формирует заказ на закупку (purchase order), в котором указывает, что будет куплено, кому (ЦФО!), за какую сумму, у кого (+ все реквизиты поставщика), когда именно нужно. Это помогает маме (= «финансовый директор») спланировать платежный календарь. Важный момент – подросток сам без папы (= «отдел закупок») выбирает поставщика. Потом принимает товар, собирает все необходимые документы, сканирует их и вносит в систему. Мама проверяет наличие документов и, если все «ок», ставит кеды в платежный календарь. После оплаты подростку приходит смс, что счет оплачен, обязательств перед поставщиком нет.

Важный момент – в этом варианте процесса не нужен отдельно взятый отдел закупок и отдельно взятая служба учета (эти функции выполняет сам подросток). Опасная идея, правда?).

6. Риск-менеджмент

Бизнес создают и развивают предприниматели. Которые (как правило) являются оптимистами от природы и склонны переоценивать потенциальные доходы и недооценивать потенциальные расходы. Эти люди, шагая широкими шагами в светлое будущее, могут не замечать «табуреток» под ногами. Важно, чтобы с ними в паре был тот, кто видит эти потенциальные «табуретки» и берет на себя функцию риск-менеджера.

Какие-то риски можно страховать, с какими-то можно работать через превентивные меры, от каких-то инициатив – вообще отказываться. Здесь уместна аналогия с капитаном и лоцманом. Лоцман (финансовый директор) должен предупредить капитана о всех рифах, но решение о траектории движения корабля – за капитаном (менеджером).

7. Управление затратами и оптимизация процессов

Затраты не возникают сами по себе. Они следствие того, как выстроены процессы.

История про курицу в духовке… Муж спрашивает у жены, зачем она отрезает ножку у курицы перед тем, как запихнуть ее в духовку. Жена говорит, что ее мама всегда так делала. Звонят маме. Мама жены, слава Богу, жива. Начинает смеяться и говорит, что, когда много-много лет назад они с дедушкой снимали комнату в коммуналке, там была маленькая кухня с маленькой духовкой. И чтобы запихнуть туда курицу, надо было отрезать ей ножки…

Самое тяжелое для оптимизатора – очистить сознание и забыть про «мы всегда так делали». Процессы, сложившиеся в компании, постоянно нужно переосмысливать. «Что будет, если курицу запихивать целиком?», «почему именно при такой температуре мы жарим курицу?», «почему используем именно эту духовку?»…

Оптимизация процессов – это «мост» в новую большую задачу, с которой сегодня приходится работать многим CFO. Это – «IT-зация («дигитализация») бизнеса». Флаг «Идем в «цифру!» поднимают не только банки и интернет-магазины, но и такие консервативные в этом отношении отрасли, как строительство и сельское хозяйство.

Но не все компании могут себе позволить отдельно взятую функцию – CIO. Поэтому многие «финдиры» добавляют букву «I» в обновленное название своей профессии – становятся «CF&IO», совмещая, таким образом, функцию финансового директора и ИТ-директора.

CF&IO – это как архитектор. Ему нужно уметь проанализировать текущие процессы, критически их переосмыслить, собрать все внутренние требования и пожелания, нарисовать ландшафт процессов будущего и поставить задачу инженерам («строителям»), которые реализуют это в программном продукте. После этого – внедрение. Оно всегда болезненное (потому что «мы всегда так курицу запихивали»). Тут опять нужны пресловутые «soft skills», помогающие снизить болезненность внедряемых изменений.

В общем, если процесс дигитализации нельзя остановить, то можно попытаться его возглавить).

И если обобщить вышеизложенные (субъективные) мысли, то я верю в то, что профессия «живого» финансового директора вполне себе «жива» и будет «живой» дальше. При условии, конечно, что сам человек готов постоянно развиваться. И в обязательном минимуме – коммуникационные навыки и ИТ-компетенции.

Финансовый директор

Дипломная программа совместно с Controller Akademie AG (Германия)