Сколько стоит разработать маркетинговую стратегию по выводу компании на зарубежный рынок?
Сколько стоит разработать маркетинговую стратегию по выводу компании на зарубежный рынок?
Последние годы многие белорусские компании задумываются о том, чтобы выйти или усилить свое присутствие на зарубежном рынке, но далеко не все понимают, каких усилий и финансовых затрат требуется бизнесу для международного масштабирования.

Для начала очень важно понимать, что при выходе на зарубежный рынок есть две глобальные стадии, которые включает в себя маркетинговая стратегия экспорта:
- стадия подготовки к международной экспансии;
- стадия реализации.
Стадия подготовки к международной экспансии состоит из:
- аудита внутренних ресурсов компании и возможностей индустрии;
- выбора рынка сбыта;
- проработки ЦА;
- выбора стратегии выхода на выбранный зарубежный рынок;
- разработки плана действий (маркетинговый микс).
Вначале важно ответить на вопрос: стоит ли компании выходить на зарубежный рынок, если да, то какой рынок выбрать, с каким продуктом, для какой ЦА, через какие каналы продвигать свои товары и услуги.
Также на этом этапе прорабатывается вопрос, кто будет реализовывать стратегию: ваша текущая команда, новые сотрудники с опытом или новые сотрудники, которых надо обучать. После выбора стратегии составляется план действий и бюджет.
Стадия реализации включает в себя внедрение тактических действий, которые были определены на стадии подготовки.
Давайте рассмотрим схематический план по разработке маркетинговой стратегии экспорта, где и примерно сколько необходимо будет «раскошелиться» в процессе подготовки и реализации плана по выходу на зарубежный рынок. Важно отметить, что цифры, которые указаны ниже - это среднее мировое рыночное значение, если компания покупает услугу у иностранных агентств или экспертов/фрилансеров. Зеленым отмечена приблизительная стоимость финансовых вложений на каждом шаге.
Стадия подготовки компании к международной экспансии
Стадия подготовки к международной экспансии может занимать от полугода активных действий. Особенно, если разработкой маркетингового плана по выходу на зарубежный рынок занимается сотрудник у которого и так достаточно текущей работы по развитию локального рынка. В крупных компаниях этот вопрос обычно делегируют директору по маркетингу или менеджеру по развитию бизнеса, в малых и средних компаниях — эта задача, как правило, ложится на плечи собственника.
Как видно из схемы, стадия подготовки состоит из четырех шагов. На каждом шаге компания может «закрыть вопросы» своими силами, в случае, если сотрудники компании обладают необходимым опытом и знаниями, либо обратиться за помощью к агентству или эксперту.
Если компания планирует большую часть делегировать сторонним компаниям/экспертам — в таком случае разработка маркетинговой экспортной стратегии обойдется от 10 000 usd. Стоимость зависит от глубины и детализации маркетинговой стратегии. В случае, если понадобятся дополнительные исследования — будьте готовы, что это повлечет за собой время и деньги.
Например, данные о потребителях на западных рынках, как правило, находятся в открытых источниках, если речь идет про закрытые рынки, такие как, Китай, Япония, Узбекистан и т.д. — то исследования чаще заказываются под проект, на этих рынках практически невозможно найти информацию в первичных источниках.
Таким образом, чем больше данных необходимо собрать и проанализировать, чем детальнее надо прописать план действий — тем выше будет стоимость самой разработки.
Стадия реализации экспортной маркетинговой стратегии
Успех этой стадии напрямую зависит от того, насколько правильно был выбран рынок, продукт и каналы продвижения на этапе подготовки.
В процессе реализации экспортной стратегии обязательные платежи — это продвижение, создание и адаптация рекламы и контента под выбранный рынок, проработка UX/UI сайта а также люди, которые будут реализовывать продвижение (как со стороны отдела маркетинга, так и со стороны отдела продаж). Стоимость онлайн продвижения зависит от выбранного рынка, индустрии, каналов продвижения, востребованности продукта, конкуренции внутри отрасли.
Иностранные коллеги рекомендуют закладывать на онлайн продвижение на зарубежных рынках в среднем:
- 7-8% от дохода компании, если речь идет о малом бизнесе
- 10% — для среднего бизнеса
- 15% — для крупной компании
Таким образом, международное масштабирование бизнеса требует определенного опыта, навыков, времени и финансовых вложений.
Если же вы находитесь на распутье в вопросе стратегии развития компании и не знаете с каким продуктом, на какой рынок выходить, а также чувствуете, что у вас недостаточно навыков и опыта в международном масштабировании или хотите пересмотреть текущую стратегию международной экспансии и при этом, у вас есть время разобраться с перечисленными вопросами — предлагаем рассмотреть курс «Международный маркетинг. Дорожная карта по выходу на зарубежные рынки». Цель курса — разработка плана по международной экспансии для вашей компании.
Еще больше новостей — в нашем Telegram-канале.