academ.by

Как выжить белорусскому бизнесу, или Топ-5 антикризисных лайфхаков

Дмитрий Дичковский|Дмитрий ЗАЯЦ, "Белорусы и рынок"| 29.04.2022

Как выжить белорусскому бизнесу, или Топ-5 антикризисных лайфхаков

В 2022 году бизнес столкнулся с небывалым кризисом. Как его пережить? Какие антикризисные меры могут помочь?

Эти и другие вопросы газета «Белорусы и рынок» обсудила с сопредседателем Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского, учредителем обучающей компании «Ассессмент» (Academ.by) Дмитрием ДИЧКОВСКИМ.

academ.by

— В связи с потрясениями на валютном рынке и новыми пакетами западных санкций белорусский бизнес переживает кризисные времена. Что сейчас больше всего волнует наши компании, топ-менеджеры которых приходят учиться?

— Полагаю, что наших слушателей беспокоят те же вопросы, что и всех остальных. Высокая степень неопределенности не позволяет компаниям строить долгосрочные планы, ограничивает возможности развития, заставляет концентрироваться на сиюминутных приоритетах. Это не является нормальным состоянием для бизнеса и, соответственно, беспокоит руководителей всех уровней.

Самое сложное заключается в том, что мы сейчас находимся в состоянии «свободного падения» и нет точки опоры, от которой можно отталкиваться и что-то планировать на будущее. Остается только предполагать, основываясь на различных сценариях развития ситуации, расставлять приоритеты, исходя из вероятности движения в русле того или иного сценария. В этом и заключаются мудрость и талант руководителей.

— По вашим наблюдениям, компании уже стали пересматривать планы на 2022  год? Что им придется делать?

— Многие компании начали пересматривать планы на 2022 год уже в конце февраля, другие сделали это в марте, понимая уровень происходящих изменений во внешней среде. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Полагаю, что практически всем игрокам придется пересматривать и менять многое: ассортиментный портфель, поставщиков и покупателей, логистику поставок и отгрузок, менять устоявшиеся бизнес-модели.

— Пока экономические прогнозы и в отношении Беларуси, и в отношении России неутешительны. Глубину кризиса оценить трудно, степень неопределенности высока. Как, на какой период бизнесу стоит планировать свою деятельность в этих условиях: на месяц, на квартал, на неделю?

— Исследования, которые проводились в «спокойные времена», показывали, что многие компании (90 %) работали без наличия стратегии. Это так называемое ручное управление. В нынешних условиях повседневных задач хватает, чтобы занять и рабочее, и личное время всего менеджмента компаний. Сегодня нужно говорить о принятии принципиальных решений, как, где и с кем вести бизнес в текущей ситуации.

Если обычно стратегическая сессия помогала компаниям понять, как должна меняться бизнес-модель, исходя из будущего развития рынков, то сейчас она может помочь «структурировать хаос», увидеть решения и возможности и определиться с тем, что делать с бизнесом. Без такого «взгляда на себя со стороны» можно легко потерять все в попытках спасти то, что спасти уже невозможно.

— У вас богатый управленческий опыт в реальном секторе экономики. Помните ли вы подобные кризисы в прошлом?

— Подобных точно не было. Можно сравнивать с 1998 годом, либо с 2011-м, либо с 2014-м, однако не стоит надеяться, что этот быстро завершится или ситуация изменится в лучшую сторону. Глубина происходящего несопоставима с тем, что было в последние несколько десятков лет. Последствия предсказать невозможно.

— В белорусском Минфине предполагают, что во ІІ–ІІІ квартале 2022 года в экономике будет происходить «нарастание кризисных явлений». Какие меры, на ваш взгляд, могут помочь компаниям пережить, точнее выжить, в кризисные времена? Можете назвать топ-5 антикризисных лайфхаков? 

— Ситуация каждой компании уникальна и требует особого подхода. Но, конечно же, есть общие правила и рекомендации. Возможно, кому-то они пригодятся.

Обязательно общайтесь с коллективом. Рассказывайте о ситуации, о действиях, которые вы предпринимаете. Это снизит уровень тревожности среди персонала. Вы не поверите, как много хороших и здравых идей по оптимизации бизнес-процессов известны вашим сотрудникам.

Организуйте одну или несколько встреч, посвященных поиску новых идей или направлений развития. У каждого бизнеса есть что-то, до чего не доходили руки. Самое время посмотреть на эти идеи под новым углом.

Баланс расходов и доходов. Посчитайте, как долго вы можете существовать при текущем соотношении. Не прикиньте, а именно посчитайте. Составьте финансовую модель. Вы поймете, сколько у вас есть времени на изменения.

Поговорите с партнерами, поставщиками, покупателями. Не вы одни в такой ситуации. Выплывать легче вместе. Возможно, вы сумеете договориться о новых условиях аренды или отсрочках, что повлияет на вашу финансовую модель.

Проведите аудит затрат. Сделайте это вместе с сотрудниками. Многое из того, что нам кажется привычным и обязательным, таковым не является. Проанализируйте процессы, может, какой-то из них лишний, оставшийся «по наследству». Помните, что на отказе от корпоративного чая и кофе вы сэкономите не много.

— Дмитрий, вы как-то сравнили бизнес-школу с санаторием для healthy-компаний. Не боитесь, что белорусские бизнес-школы останутся сейчас без множества клиентов из-за того, что на фоне жесткого кризиса healthy-компаний будет все меньше?

— Особенностью образовательного бизнеса является то, что он всегда падает первой жертвой урезания расходов. Было бы наивно предполагать, что сейчас будет иначе. И мы готовимся к ситуации уже сейчас, предпринимая многое из того, о чем было сказано выше.

Тем не менее белорусский бизнес умеет перестраиваться и восстанавливаться, начиная с 90-х годов. Поэтому нет сомнений, что он справится, так как хорошо этому обучен, и у нас будет много healthy-компаний.

— Каким белорусским компаниям, на ваш взгляд, удастся дожить до светлого будущего?

— Только тем, которые думают о будущем, строят планы и верят в успех.

Справка «БР»

Дмитрий ДИЧКОВСКИЙ — Ph.D, MBA, 25 лет занимал руководящие должности в известных частных компаниях («Милавица», Бизнес-­школе ИПМ). В настоящее время учредитель обучающей компании «Ассессмент», вице­председатель совета директоров компании European Lingerie Group (Швеция), член совета директоров группы компаний «Витрум Плюс» (Беларусь), член международного ученого совета университета имени Леона Козьминского (Варшава, Польша), сопредседатель БСПН имени профессора М. С. Кунявского, сопредседатель делового совета «Беларусь — Турция».