Публикации преподавателей
Как вести себя с сотрудниками, чтобы снизить тревожность в коллективе: пошаговый гайд антикризисных коммуникаций
В период турбулентности, неопределенности и тревожности важно помнить, что вокруг нас люди. Сейчас самое время показать, что лозунги, написанные на сайтах, являются ценностями в действии. Ведь бизнес – это не только про эффективность и цифры, а про людей. Как же общаться с сотрудниками в кризис?
Про это рассказала Юлия Юкович - сертифицированный международный тренер, автор тренингов и семинаров по сервис дизайну, эксперт в разработке и реализации HR-стратегий, инновациях и внедрении системы управления опытом сотрудников для создания клиентоцентричных команд, основатель «Сервис-академии «Вектор».
Если мы хотим быть уверенными, то этой уверенностью для начала мы должны обеспечить наших людей. Важно помнить, что доверие – это валюта, и сейчас не время ей размениваться.
1. Поговорите с сотрудниками
В нашей действительности это можно сделать из двух состояний:
- Высказать позицию компании о сложившейся ситуации. Открытый диалог — это всегда про доверие.
Лучше, если собственник или руководитель компании озвучит свою позицию не письмом или сообщением, а голосом, офлайн или онлайн. Проговаривание голосом дает возможность другой стороне услышать сопричастность, поддержку и эмпатию.
Помните про правило сопричастности 7*38*55: 7% — слова, 38% — ваш тон, 55% — то, что мы думаем и наше выражение лица.
Если руководство компании не готово или не может озвучить свою позицию, это могут сделать линейным руководители, ведь именно они создают культуру своих команд. Это не только добавит им авторитета, но и поможет сплотить команду.
- Проявить эмпатию. Если нет возможности открыто озвучить позицию, то можно во всеуслышание выразить эмпатию и сказать, что разделяете чувства и эмоции, которые сейчас испытывают ваши сотрудники. Это тоже про доверие.
Если у руководства компании не хватает фокуса на внутренние коммуникации, то HR и PR менеджеры могут взять инициативу в свои руки, составить план и прийти к руководству с предложением кризисных коммуникаций. Во многих компаниях HR и другие поддерживающие сотрудники контейнируют все то, что видят, наблюдают и слышат от других сотрудников и часто знают про настроения сотрудников больше, чем руководители.
2. Создайте рабочую группу по коммуникациям с сотрудниками (актуально для больших/удаленных и распределенных команд).
В нее могут войти руководители всех уровней, HR, ключевые сотрудники, сторонний коуч, психолог или майндфулнес-специалист. Основная задача группы: создание поддерживающей среды в компании; обсуждение информации, которую следует или не следует транслировать; разработка мер поддержки сотрудников.
Также возможно назначить 1-2 ответственных сотрудников для связи и поддержки коллег в компании, поделиться их контактами в корпоративных мессенджерах. Это нужно для того, чтобы сотрудники могли связываться с этими сотрудниками по любым возникающим вопросам. В небольших компаниях это могут быть HR. Работа комитета должна идти неделю-другую на ежедневной основе, далее - по ситуации.
3. Проявите сопричастность и уточните, есть ли у сотрудников родственники, близкие или друзья в Украине
- Поймете, в каком состоянии находится сотрудник и сможете в последующем уделить ему особое внимание;
- Проявите заботу и поддержку.
4. Регулярно оповещайте сотрудников о состоянии дел
Все понимают, что мы сейчас экономически и политически нестабильны. Чтобы снять уровень тревожности за базовою мотивацию и создать опору, говорите сотрудникам, какие меры предпринимает компания. Что важно обсуждать:
- Изменение бизнес-процессов компании;
- Дальнейшую стратегию компании;
- Вопросы, связанные с персоналом;
- Вопросы, связанные с клиентами и партнерами.
Страх потери работы и заработка будет приводить к тревожности, эмоциональному выгоранию и депрессии.
5. Режим работы сотрудников
Никаких переработок, сверхурочных, цейтнотов и общения во внерабочее время! Лучше сделать гибкое рабочее время и по возможности давать сотрудникам возможность работать удаленно. Люди должны восстанавливать энергию, которая сейчас сильно теряется в тревожности и неопределенности.

6. Дополнительные меры поддержки
- Отпуск. Для восстановления энергии, поддержки ментального и психологического здоровья можно предлагать сотрудникам брать социальные или трудовые отпуска. Если финансовые возможности компании позволяют, делать это лучше с сохранением заработной платы. Для восстановления работоспособности сейчас важно побыть с семьей, детьми и близкими.
- Индивидуальная психологическая помощь. Есть есть такая возможность, можно пригласить коуча или психолога для работы с сотрудниками.
- “Пятиминутки самоподдержки”. Проводите корпоративные пятиминутные упражнения, направленные на самопомощь и самоподдержку. Они могут быть онлайн, офлайн или в записи. Информации на эту тему много на просторах интернета и на личных страницах психологов.
- Групповой тренинг по стрессу. Обращаю внимание: в компаниях, где много сотрудников в возрасте 45+, он может не подойти, так как у людей старшего поколения есть отторжение к самопомощи.
- Хороший чай, кофе, совместные завтраки за счет компании, здоровые обеды, совместный отдых, спорт.
К сожалению, люди часто не могут определять свои эмоции и управлять эмоциональным фоном. Кто-то может об этом говорить, а кто будет контейнировать в себе и внешне никак не проявлять. Даже небольшие шаги компании могут помочь и поддержать сотрудников - даже тех, кто говорит, что он в порядке.
7. Обратная связь сотрудникам
Сейчас как никогда надо работать с этим инструментом. Любое непонимание в рабочих процессах, проблема с коллегами, другие сложности будут накладываться на внешнюю тревожность, в итоге сотрудники могут терять внутреннюю опору. В этой ситуации задача руководителя – постоянного говорить с людьми и поддерживать их не только по поводу внешних обстоятельств, но и по поводу работы.
8. Ежедневные встречи локальных, удаленных и распределенных команд
На таких встречах проводите не только обсуждение рабочих моментов, но и обсуждайте состояние людей. Как никогда важна поддержка внутри команд.
9. Легитимизация снижения производительности труда
В нестабильном эмоциональном состоянии работоспособность снижается, возникает состояние “работы через силу”. Требовать дополнительных усилий – значит наращивать в сотрудниках чувство вины, стыда и неуверенности. Это точно не будет способствовать тем результатам, которые ожидает компания. Будет правильно, если вы поймете чувства ваших людей и дадите им пройти стадию принятия ситуации.
Все эти меры окупятся вовлеченностью и доверием ваших сотрудников в эти сложные для всех нас времена.