Публикации преподавателей
«Управление компанией — это управление людьми!». Для чего нужен эмоциональный интеллект в бизнесе
Эмоциональный интеллект относят к soft skills, то есть к «мягким навыкам». Для чего руководители развивают в себе эту характеристику и какие процессы в бизнесе она позволяет улучшить? Про это рассказал Сергей Соловьев — Executive MBA, преподаватель направления лидерства и руководитель программы General Management Program.

Когда мы управляем компанией, мы управляем людьми. И в процессе невольно сталкиваемся с их реакциями.
Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В каких ситуациях в бизнесе необходим эмоциональный интеллект?
1. Постановка задач подчиненным
При постановке задач важно получать обратную связь: насколько подчиненный понял, что нужно делать, как это делать и с кем. Нужно осознавать, соответствует ли задача его точке зрения и квалификации. Следует убедиться, что у подчиненного есть ресурсы для выполнения задачи, или он знает, где их взять.

Получение обратной связи предполагает определенный уровень чувствительности со стороны руководителя. А это и есть синоним эмоционального интеллекта. Ведь подчиненный не всегда может открыто высказать свои сомнения, но это можно понять по выражению его глаз, по невербальным сигналам.
2. Подведение итогов работы и обратная связь
В конце выполнения задачи руководитель дает оценку подчиненному: что удалось сделать, а что нет. Задача руководителя — сделать так, чтобы в следующий раз подчиненный сделал что-то лучше. А без учета эмоциональной составляющей оценка из правильной может стать катастрофической.

Если критика высказывается с переходом на личность, то все, что руководитель получит в ответ — защитное поведение. Чаще пассивно-агрессивное, когда человек замыкается и вообще перестает слушать. Бывает и просто агрессивное: сотрудник начинает словесно «нападать» на руководителя.
3. Найм сотрудников
Для компании важны сотрудники разных типов: одни больше нацелены на задачи, другие на людей. Если все будут одного типа личности, задачи будут решаться неправильно. Кто-то должен быть вдумчивым (просчитать риски), кто-то — креативным (придумать новые идеи), кто-то общительным (хорошо взаимодействовать с людьми).

Чтобы управлять людьми, руководитель должен понимать себя, для этого хорошо подходит типология Адизеса. Когда человек осознает особенности своего стиля управления и свой привычный способ коммуникации и принятия решений, то он также понимает — есть люди, для которых привычны совсем другие способы общения и принятия решений.
4. Мотивация
Мотивирующие факторы для сотрудников зависят как от типа личности, так и от ценностных установок. Кому-то важнее премия, кому-то — личная похвала руководителя. Люди по разному реагируют по мотивацию «от обратного» — штрафы, лишение премий, эмоциональная холодность руководителя. Если одних это заставит «собраться и поработать», то для других станет основанием покинуть такую компанию.
5. Укрепление лидерских качеств
Лидерство — важный навык руководителя. Повышение уверенности в себе и раскрытие лидерских качеств положительно сказываются на взаимодействии с коллективом. Важно также умение выходить из зоны комфорта и преодолевать себя.

Эмоциональный интеллект - часть блока «Личная эффективность», также про него мы говорим в «Лидерстве в управлении персоналом». Все это, включая еще 2 блока — «Управление подразделением» и «Управление клиентами» — части программы General Management Program. Программа большая, включает 280 учебных часов.
Для кого эта программа? В первую очередь General Management Program рассчитана на руководителей среднего звена, у которых уже есть опыт управления (85% слушателей). Еще 15% — люди без управленческого опыта, которые только собираются вступить на руководящую должность. Иногда программу проходят владельцы малого и среднего бизнеса.
Записала Диана Каленик
Программа роста и развития руководителей